22.09.2020 16:58
Аналитика.
Просмотров всего: 4579; сегодня: 1.

Global Web Index 2020: как пандемия изменила социальные сети

Global Web Index 2020: как пандемия изменила социальные сети

Пользователи используют соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей, каждая платформа хочет превратиться в супер-апп и даже концепция digital wellbeing (цифрового благополучия), о которой мы узнали совсем недавно, уже теряет свою актуальность в изначальном виде, — такие данные приводят авторы исследования GlobalWebIndex 2020. CEO агентства Ex Libris Евгений Ларионов проанализировал самые интересные выводы.

Быть в курсе новостей и текущих событий — теперь наиболее часто упоминаемая причина использования социальных сетей.

Данные исследования показывают, что в среднем около 35% интернет-пользователей всех возрастных групп следят за новостями через Facebook (Запрещенная в РФ организация), Twitter, Instagram (Запрещенная в РФ организация) и другие платформы. Что касается распределения по регионам, в лидерах страны Латинской Америки, — соцсети в качестве источника новостей использует 51% пользователей. Однако и в остальных регионах этот показатель держится на уровне не менее 30%.

Ключевую роль в повышении спроса на новостную тематику сыграли пандемия, акции в поддержку движения BLM и другие важные или резонансные события (которых в 2020-м случилось предостаточно).

Интересно, что вместе с Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Twitter, в которых традиционно выкладываются и обсуждаются всевозможные новости и события, новый формат захватил и Instagram (Запрещенная в РФ организация). За последние месяцы там появилось множество аккаунтов, посвященных новостной тематике и активно набирающих новую аудиторию. Кроме того, сами пользователи стали активно постить информационные карусели и сториз о политике и социальных проблемах.

Все эти процессы — стремление людей получить более полную картину происходящего и обсудить с другими. Даже борьба с «инфодемией» преподносится как коллективная работа через социальные сети, а не как повод избегать ее. Таким образом, новости теперь являются прочно встроенным и все более важным аспектом социального взаимодействия в интернете.

Больше влияния на общественное мнение, борьбы с фейками и ответственности перед пользователями.

Закономерное следствие первого пункта. С увеличением новостных публикаций растет и количество фейков и скорость их распространения. В частности, весной этого года было множество случаев распространения ложной информации в соцсетях о коронавирусе и связанных с ним тем (в России мы наблюдали «дефицит гречки», введение «комендантского часа», всевозможные истории о недостоверных данных по количеству заболевших и т.д.).

Эти случаи — еще одно подтверждение того, что обсуждения в социальных сетях способны сильно влиять на общественное мнение, в частности вызывать панические настроения, создавать искусственный дефицит, подрывать доверие к общественным и властным институтам. Особенно печально, когда все это спровоцировано чьей-то шуткой или намеренным вбросом.

В итоге в борьбу с фейками включились регуляторы, СМИ, крупнейшие интернет-корпорации вроде Google, Amazon, Яндекс и Mail.ru и, конечно, соцсети, в которых фейки, как правило, и получают наибольшее распространение.

К примеру, Facebook (Запрещенная в РФ организация) уведомляет пользователей о том, что они делятся устаревшими новостями. Twitter предлагает открывать ссылки и читать статьи, прежде чем публиковать их, а также удаляет или помечает фейковые видео и фото. «Вконтакте» создала отдельную новостную ленту для записей о коронавирусе, куда попадают публикации только от проверенных источников.

Эти действия говорят о том, что соцсети стремятся оградить пользователей от недостоверной и вредоносной информации и повысить уровень доверия в онлайн-пространстве.

Возврат к основам.

Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.

В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».

Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).

Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.

В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».

Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).

Беспокойство о цифровом благополучии отходит на второй план.

В 2019 году тема цифрового благополучия (digital wellbeing) была крайне популярной. Google вложил немало средств в инструменты, которые позволяют пользователям переключаться в «режим фокусировки», отслеживать использование приложений и персонализировать свои настройки.

Однако с началом самоизоляции в этой области также произошли изменения. Когда большая часть коммуникаций перешла в онлайн, пользователи стали меньше беспокоиться о количестве времени, проведенного перед экраном компьютера или смартфона.

Только 14% участников исследования считают, что количество времени, которое они проводят в сети, вызывает беспокойство, в то время как 34% говорят, что чувствуют себя комфортно. В целом, исследователи не выявили прочной связи между психическим благополучием людей и использованием интернета, поскольку в последние месяцы социальные сети для многих стали одним из основных способов общения.

Социальные сети создают свои супер-аппы и стремятся повторить успех WeChat.

Несколько слов о WeChat: это китайский супер-апп, сочетающий в себе функции соцсетей, мессенджера и электронного кошелька, с возможностью подключения различных мини-аппов (по данным TechCrunch, их более миллиона), благодаря которым пользователи могут совершать покупки, заказывать доставку еды, бронировать транспорт, билеты, развлечения и т.д. внутри одного приложения.

Такая модель выглядит довольно привлекательно, и многие компании уже давно занимаются разработкой и внедрением похожих концепций. В этом году, с ростом спроса на онлайн-услуги по всему миру, для них выдался особенно удачный момент.

Так, в мае 2020-го Facebook (Запрещенная в РФ организация) представил сервис для онлайн-продаж Facebook (Запрещенная в РФ организация) Shops, в июне добавил в WhatsApp функцию платежей и возможность заказа еды через сториз в Instagram (Запрещенная в РФ организация), а в августе запустил платежный сервис Facebook (Запрещенная в РФ организация) Pay в России. В июле Snapchat представил свои мини-аппы, работающие внутри платформы и не требующие установки.

Стоит отметить, что идеей создания супер-аппов заняты не только социальные сети. Собственные супер-приложения создают банки, платежные сервисы, маркетплейсы, сервисы передвижения и доставки и многие другие.

В общем, на рынке супер-аппов появляется множество предложений от самых разных компаний. Ну а что же потребители? Оказывается, далеко не у всех новые версии приложений вызывают положительные эмоции. 25% участников исследования заявили, что супер-аппы вызывают у них беспокойство, а 34% ответили, что их использование зависит от доверия к компаниям-разработчикам. Такое сопротивление со стороны части пользователей объясняется тем, что супер-аппы требуют немало персональных данных, к которым придется предоставить доступ для полноценной работы с приложением, и многие пользователи сомневаются в их безопасном использовании и хранении. Таким образом, при разработке супер-аппов компаниям следует заботиться не только в расширении их функционала, но и о повышении доверия к своему бренду в целом.


Ньюсмейкер: Ex Libris — 101 публикация
Сайт: exlibris.ru/news/global-web-index-2020-kak-pandemiya-izmenila-sotsialnye-seti/
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...