22.09.2020 16:58
Аналитика.
Просмотров всего: 4423; сегодня: 1.

Global Web Index 2020: как пандемия изменила социальные сети

Global Web Index 2020: как пандемия изменила социальные сети

Пользователи используют соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей, каждая платформа хочет превратиться в супер-апп и даже концепция digital wellbeing (цифрового благополучия), о которой мы узнали совсем недавно, уже теряет свою актуальность в изначальном виде, — такие данные приводят авторы исследования GlobalWebIndex 2020. CEO агентства Ex Libris Евгений Ларионов проанализировал самые интересные выводы.

Быть в курсе новостей и текущих событий — теперь наиболее часто упоминаемая причина использования социальных сетей.

Данные исследования показывают, что в среднем около 35% интернет-пользователей всех возрастных групп следят за новостями через Facebook (Запрещенная в РФ организация), Twitter, Instagram (Запрещенная в РФ организация) и другие платформы. Что касается распределения по регионам, в лидерах страны Латинской Америки, — соцсети в качестве источника новостей использует 51% пользователей. Однако и в остальных регионах этот показатель держится на уровне не менее 30%.

Ключевую роль в повышении спроса на новостную тематику сыграли пандемия, акции в поддержку движения BLM и другие важные или резонансные события (которых в 2020-м случилось предостаточно).

Интересно, что вместе с Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Twitter, в которых традиционно выкладываются и обсуждаются всевозможные новости и события, новый формат захватил и Instagram (Запрещенная в РФ организация). За последние месяцы там появилось множество аккаунтов, посвященных новостной тематике и активно набирающих новую аудиторию. Кроме того, сами пользователи стали активно постить информационные карусели и сториз о политике и социальных проблемах.

Все эти процессы — стремление людей получить более полную картину происходящего и обсудить с другими. Даже борьба с «инфодемией» преподносится как коллективная работа через социальные сети, а не как повод избегать ее. Таким образом, новости теперь являются прочно встроенным и все более важным аспектом социального взаимодействия в интернете.

Больше влияния на общественное мнение, борьбы с фейками и ответственности перед пользователями.

Закономерное следствие первого пункта. С увеличением новостных публикаций растет и количество фейков и скорость их распространения. В частности, весной этого года было множество случаев распространения ложной информации в соцсетях о коронавирусе и связанных с ним тем (в России мы наблюдали «дефицит гречки», введение «комендантского часа», всевозможные истории о недостоверных данных по количеству заболевших и т.д.).

Эти случаи — еще одно подтверждение того, что обсуждения в социальных сетях способны сильно влиять на общественное мнение, в частности вызывать панические настроения, создавать искусственный дефицит, подрывать доверие к общественным и властным институтам. Особенно печально, когда все это спровоцировано чьей-то шуткой или намеренным вбросом.

В итоге в борьбу с фейками включились регуляторы, СМИ, крупнейшие интернет-корпорации вроде Google, Amazon, Яндекс и Mail.ru и, конечно, соцсети, в которых фейки, как правило, и получают наибольшее распространение.

К примеру, Facebook (Запрещенная в РФ организация) уведомляет пользователей о том, что они делятся устаревшими новостями. Twitter предлагает открывать ссылки и читать статьи, прежде чем публиковать их, а также удаляет или помечает фейковые видео и фото. «Вконтакте» создала отдельную новостную ленту для записей о коронавирусе, куда попадают публикации только от проверенных источников.

Эти действия говорят о том, что соцсети стремятся оградить пользователей от недостоверной и вредоносной информации и повысить уровень доверия в онлайн-пространстве.

Возврат к основам.

Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.

В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».

Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).

Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.

В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».

Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).

Беспокойство о цифровом благополучии отходит на второй план.

В 2019 году тема цифрового благополучия (digital wellbeing) была крайне популярной. Google вложил немало средств в инструменты, которые позволяют пользователям переключаться в «режим фокусировки», отслеживать использование приложений и персонализировать свои настройки.

Однако с началом самоизоляции в этой области также произошли изменения. Когда большая часть коммуникаций перешла в онлайн, пользователи стали меньше беспокоиться о количестве времени, проведенного перед экраном компьютера или смартфона.

Только 14% участников исследования считают, что количество времени, которое они проводят в сети, вызывает беспокойство, в то время как 34% говорят, что чувствуют себя комфортно. В целом, исследователи не выявили прочной связи между психическим благополучием людей и использованием интернета, поскольку в последние месяцы социальные сети для многих стали одним из основных способов общения.

Социальные сети создают свои супер-аппы и стремятся повторить успех WeChat.

Несколько слов о WeChat: это китайский супер-апп, сочетающий в себе функции соцсетей, мессенджера и электронного кошелька, с возможностью подключения различных мини-аппов (по данным TechCrunch, их более миллиона), благодаря которым пользователи могут совершать покупки, заказывать доставку еды, бронировать транспорт, билеты, развлечения и т.д. внутри одного приложения.

Такая модель выглядит довольно привлекательно, и многие компании уже давно занимаются разработкой и внедрением похожих концепций. В этом году, с ростом спроса на онлайн-услуги по всему миру, для них выдался особенно удачный момент.

Так, в мае 2020-го Facebook (Запрещенная в РФ организация) представил сервис для онлайн-продаж Facebook (Запрещенная в РФ организация) Shops, в июне добавил в WhatsApp функцию платежей и возможность заказа еды через сториз в Instagram (Запрещенная в РФ организация), а в августе запустил платежный сервис Facebook (Запрещенная в РФ организация) Pay в России. В июле Snapchat представил свои мини-аппы, работающие внутри платформы и не требующие установки.

Стоит отметить, что идеей создания супер-аппов заняты не только социальные сети. Собственные супер-приложения создают банки, платежные сервисы, маркетплейсы, сервисы передвижения и доставки и многие другие.

В общем, на рынке супер-аппов появляется множество предложений от самых разных компаний. Ну а что же потребители? Оказывается, далеко не у всех новые версии приложений вызывают положительные эмоции. 25% участников исследования заявили, что супер-аппы вызывают у них беспокойство, а 34% ответили, что их использование зависит от доверия к компаниям-разработчикам. Такое сопротивление со стороны части пользователей объясняется тем, что супер-аппы требуют немало персональных данных, к которым придется предоставить доступ для полноценной работы с приложением, и многие пользователи сомневаются в их безопасном использовании и хранении. Таким образом, при разработке супер-аппов компаниям следует заботиться не только в расширении их функционала, но и о повышении доверия к своему бренду в целом.


Ньюсмейкер: Ex Libris — 101 публикация
Сайт: exlibris.ru/news/global-web-index-2020-kak-pandemiya-izmenila-sotsialnye-seti/
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...