13.06.2023 15:52
Аналитика.
Просмотров всего: 16302; сегодня: 2.

66% россиян полагают, что нужно периодически «отдыхать» от интернета

66% россиян полагают, что нужно периодически «отдыхать» от интернета

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о пользовании интернетом. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Кто в сети?

Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся. Согласно опросу, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля «heavy users» — тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день, — составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п.п. именно за счет «heavy users» (2018 г. — 23%, 2019 г. — 27%, 2020 г. — 31%, 2023 г. — 35%), то есть пользование интернетом стало более интенсивным. Не пользуются сетью совсем 16% (−3 п.п. к 2018 г.).

Типичный «heavy user» — молодой человек до 25 лет (86% vs. 35% среди всех россиян), с высшим и неполным высшим образованием (40%), с хорошим или очень хорошим материальным положением (39%), житель одной из столиц или города-миллионника (49% и 42% соответственно).

Типичный россиянин, проводящий в сети ежедневно менее четырех часов в день, — это россиянин среднего возраста 35-59 лет (48-47% vs. 39% среди всех россиян), с высшим образованием (44%), проживающий в городах (за исключением обеих столиц и миллионников) (42-44%).

Типичный россиянин, не пользующийся интернетом, — представитель старшей возрастной группы 60+ (42% vs. 17% среди всех россиян), с неполным средним образованием (36%), житель села (33%).

С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п.п. (2018 г. — 92%, 2023 г. — 96%), среди 25-34-летних — 7 п.п. (2018 г. — 85%, 2023 г. — 92%). В то же время интенсивность потребления интернета подросла в обеих группах, но в большей степени — среди младшей молодежи до 25 лет, здесь доля «heavy users» достигает 86% (+24 п.п. к 2018 г.)

Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п.п. (2018 г. — 55%, 2023 г. — 76%). В этой же группе быстрее всего растет доля «heavy users» (2018 г. — 14%, 2023 г. — 29%, в 2 раза). В целом рост пользователей глобальной сети в последние пять лет происходил за счет старших возрастов (45+), но россияне старше 60 лет медленнее приобщаются к интернету (2018 г. — 32% еженедельных пользователей, 2023 г. — 44%). Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом (2018 г. — 50%, 2023 г. — 41%).

На активность пользования интернетом влияет уровень образования. Если среди россиян с высшим образованием ежедневно бывают в сети 84% и только 8% не пользуются интернетом совсем, то в группе имеющих неполное среднее образование доля ежедневных пользователей падает до 58%, а доля не бывающих в сети вырастает более чем в четыре раза — до 36%.

В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Если пять лет назад доля ежедневных пользователей сети среди россиян с хорошим доходом составляла 72%, а в группе с плохим доходом — 59%, то сегодня эти различия сглаживаются, в обеих группах ежедневно пользуются сетью 73% и 70% соответственно. А вот урбанизированность остается в числе факторов интернет-активности россиян: среди жителей обеих столиц ежедневно проводят время в сети 84%, а на селе — 58%. Этот разрыв за пять лет даже увеличился (в 2018 году показатели составляли 75% и 51% соответственно).

Абонент временно недоступен.

Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта — беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости. Сегодня большая часть россиян убеждена, что нужно периодически «отдыхать» от интернета, на время ограничивать или полностью блокировать для себя доступ в сеть (66%). Но разделяют эту точку наши граждане все реже: 77% в 2018 г., 73% — в 2020 г. Одновременно с этим растет доля тех, кто считает, в наше время в сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый (2018 г. — 19%, 2020 г. — 24%, 2023 г. — 25%).

Чаще о необходимости «отдыхать» от интернета говорят те, кто активнее всего вовлекался в глобальную сеть в последние годы — 45-59-летние (70%), а также те, кто бывает в интернете редко — несколько раз в неделю (85%), несколько раз в месяц (81%), и реже (83%).

Группу сторонников «постоянного онлайна» отличает молодой возраст (18-24 года — 36%) и высокая интенсивность пользования сетью, среди «heavy users» так думают те же 36%.

Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети. Опрос показал, что 39% пользователей интернета за последний год специально отключали доступ к сети на целый день или большее время, в том числе 17% делают это еженедельно, 14% — ежемесячно, 8% — несколько раз в год. Но большая часть пользователей не ограничивает себя во времени, проведенном в сети, — 58%, за пять лет таких россиян стало больше (2018 г. — 49%, 2020 г. — 51%).

Интенсивность потребления интернета и цифровое воздержание связаны: среди «heavy users» практикуют ограничение времени в сети 42%, а среди тех, кто проводит в сети ежедневно менее четырех часов, — 36%. То есть аскеза зарождается среди утомленных и пресыщенных.

Среди молодежи 18-34 лет в целом больший процент ограничивают себя во времени, проведенном в сети, — 46-45% vs. 31% в группе старше 60 лет. Но молодежь чаще прибегает к таким ограничениям эпизодически — раз в полгода и реже (13-12%), а пользователи старшего возраста практикуют такое регулярно — еженедельно 21%.

Если самостоятельный отказ от интернета не так популярен у россиян, то вынуждено оказывались без доступа к сети на целый день или большее время больше половины интернет-пользователей — 54%, в том числе у 37% такое случалось неоднократно, а у 17% — единожды. С 2018 г. подобные случаи в целом стали встречаться реже (2018 г. — 66%, 2020 г. — 65%, 2023 г. — 54%).

Чаще других вынужденно оказывались без доступа к интернету россияне 25-34 лет (60%), граждане с неполным средним образованием (69%), с плохим или очень плохим материальным положением (65%).

Не сталкивались с вынужденными ограничениями интернета преимущественно пользователи с высшим образованием (48%), хорошим или очень хорошим материальным положением (47%) и жители городов в целом (44-47% vs. 37% среди жителей села).

Считается, что одним из симптомов интернет-зависимости является психологический дискомфорт в случае лишения доступа к сети. Исследование установило, что негативные ощущения, подавленность и тревожность испытывали 7% тех пользователей сети, кто оказывался без интернета на долгий срок вынужденно или по своей инициативе. Позитивные эмоции в такие моменты испытывали 20%, а большинство не испытывало никаких особых эмоций (72%). Сравнение с предшествующими замерами показало: сегодня цифровое воздержание приносит радость в три раза чаще (2018 г. — 7%, 2020 г. — 7%, 2023 г. — 20%).

Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет возраст: молодежь 18-24 лет, вырвавшись из онлайна, испытывает положительные эмоции в два раза чаще, чем интернет-пользователи в целом (44% vs. 20%), это же характерно и для мужчин (24% vs. 16% женщин).

Максимум тех, кто без интернета сталкивается с негативными эмоциями, приходится на жителей городов-миллионников (14%  vs. 7% среди всех пользователей сети).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12159 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...